?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нашла на Slon.ru интересную статью, которую считаю нужным процитировать в своем журнале. В ней речь идет о совершенствовании современного образования, о возможных мерах по повышению конкурентоспособности отечественной высшей школы.
По-моему, нестандартно, но вполне разумно. Как думаете?


[10 шагов к повышению престижа ВУЗов]
1. Реализация реальной платности высшего образования

За все в современном мире надо платить, и за качественную образовательную услугу тоже. Ситуация, когда все просто делают вид, недопустима: государство делает вид, что оплачивает бюджетные места (а выделяемых средств на обучение не хватает, в принципе), вузы делают вид, что обучают, студенты делают вид, что учатся, а рынок уже устал делать вид, что ему нужны выпускаемые вузами специалисты и бакалавры.
Многие профессора в последние годы ушли из высшей школы со словами: «Не хочу участвовать в обмане». И с этим сложно не согласиться.
Хуже всего сейчас приходится тем, кто учится на платной основе: они реально платят не только за себя, но еще и за двух-трех бюджетников, а знания все равно получают, так сказать, условно.
Государство, конечно, может и должно финансировать подготовку людей с высшим образованием, но эти места должны быть предназначены для лучших и распределяться только на открытой конкурсной основе, а платить за обучение надо только «по рынку». Кто не захочет попадать в зависимость от государства, тот может и сам финансировать свое образование. Кстати, в случае осуществления реальной платности обучения в вузе его рыночная цена однозначно снизится. Корпорации, кстати, тоже вполне могут быть заказчиками высшей школы, как и сами вузы, желающие подзаработать или получить нужных себе специалистов.

2. Приватизация вузов и их равноправие вне зависимости от формы собственности

Инвестиции не придут в высшую школу, если не появится понятного механизма акционирования, приватизации и выхода на настоящий рынок нынешних государственных вузов. Кроме того, министерству образования и науки придется, рано или поздно, отказаться от ведомственного принципа и начать направлять деньги вслед за абитуриентом, ставшим студентом, вне зависимости от того, в государственный он поступил вуз или в частный.

3. «Распределение» в случае, если студент не платит за свое обучение сам

«Кто девушку обедает, тот ее и танцует». Этот циничный принцип снова должен быть в силе в системе высшего образования. Если за человека с дипломом бакалавра или магистра заплатили (государство, корпорация или сам вуз), то правом «первого найма» (чуть не сказал, «первой ночи») обладает заплативший. Можно говорить о сроках такой «кабалы» (4-5-6 лет), это тоже может определить рынок. Данная форма не есть ренессанс советского распределения, а обеспечение возвратности и доходности инвестиций в человека.

4. Преподавание на английском языке

Конечно, речь не может идти о всеобщей англосаксонизации высшего образования, но часть предметов, особенно гуманитарного цикла, надо уже начинать вести на английском, а в ряде программ магистерской подготовки надо переходить на английский полностью. С нового учебного года мне предстоит читать в Высшей школе экономики подкурс культурной политики на английском языке, и я думаю об этом с ужасом. Здесь, хочешь-не хочешь, но начнется повышение конкурентоспособности и самих профессоров.

5. Доведение до проектной мощности ЕГЭ

Пора уже закончить все разговоры про отмену ЕГЭ. ЕГЭ не просто нужен, он необходим! Кстати, единственный вопрос, по которому все кандидаты на пост Президента России на прошедших президентских выборах были единодушны (даже Михаил Прохоров!) – это недовольство ЕГЭ. Понятно, что к нему есть вопросы, но этот инструмент надо просто отладить. Кстати, пресловутая проблема 100 баллов по русскому языку в ряде южных регионов России легко решается: надо изъять проведение ЕГЭ из системы образования и передать, например, в Министерство внутренних дел (хоть какая-то от него будет польза), и офицеры полиции начнут с удовольствием ездить в командировки, например, в Чечню не для участия в контр-террористических операциях, а для организации экзаменов в средних школах.

6. Демонтаж Высшей аттестационной комиссии РФ

ВАК РФ – коллегиальный орган при Министерстве образования и науки, ведающий присвоением ученых степеней и выдачей соответствующих дипломов. Изначально предполагалось, что в нем заседают самые уважаемые ученые в своих областях, чтобы принимать решения о присоединении к ученому сообществу новых представителей. Понятно, что сейчас все выглядит немного иначе, и ВАК РФ уже становится анахронизмом.

7. Отказ от привилегированного положения МГУ и СПбГУ

Никто не оспаривает авторитет этих высших учебных заведений. Только в рыночных условиях качество предлагаемого высшего образования надо доказывать постоянно в конкурентной борьбе. В этой ситуации располагать какими-то особыми статусами не только нечестно, но и вредно, поскольку выведение из общих условий, рано или поздно, но скажется на конкурентоспособности даже Московского и Санкт-Петербургского университетов.

8. Реформа Российской академии наук

Крайне необходимая мера по причине того, что РАН уже давно не оправдывает своего предназначения и уж точно не является локомотивом инновационного развития. И дело здесь даже не в пресловутом недофинансировании, а в том, что РАН уже практически перестал иметь хоть какое-то отношение к действительности. Жизнь и рынок часто совсем не пересекаются с РАН и с его науками. Как быть? Один из вариантов – интеграция РАН и высшей школы. ВУЗы должны стать субъектами научно-инновационного процесса. РАН может им в этом помогать уже не как учреждение науки (каковым оно часто является по форме, а не по содержанию), а как кадровое агентство, способное привлечь лучших ученых и специалистов. Кстати, должен отметить, что прогнозируемого и совершенно ненужного разделения Минобрнауки России на два ведомства не произошло. И это, наряду с передачей туризма в ведение министерства культуры, самый позитивный момент в новой структуре федеральных органов исполнительной власти.
...Вообще, отношения образования и науки с экономикой или, как раньше говорили, с производством – это отдельная большая тема. Знаете, почему у нас до сих пор медицинские вузы готовят хороших врачей? Это, кстати, единственная сфера, где мы реально конкурентоспособны. Ответ прост: кафедры медицинских вузов находятся в больницах, то есть обучение не оторвалось от практики. И этим тоже надо заниматься.

9. Сокращение вузов и бюджетных мест

Об этом уже заявил новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, и здесь с ним категорически нельзя не согласиться. У нас, действительно, много вузов и, что уж греха таить, большинство из них – плохие. От этого балласта придется избавляться.

10. Возможность государственного финансирования обучения за рубежом

Отдельная важная тема. По ряду специальностей и направлений мы, вообще, не имеем качественной подготовки в отечественных вузах. Это касается не только ряда инженерных специальностей, но и, например, урбанистов, которых у нас просто не готовят, ну или делают вид, что готовят. При этом обучение за границей – нормальная мировая практика, поскольку позволяет взаимообогащаться различным образовательным системам, что тоже влияет на их конкурентоспособность.


Кто знает, может, мы и дорастем когда-нибудь до уровня Гарварда?




Comments

( 23 comments — Leave a comment )
orion4
Jun. 4th, 2012 01:30 pm (UTC)
С нашей системой образования и мечтать не стоит.
ksenia_vasil
Jun. 19th, 2012 09:40 pm (UTC)
Ну почему же? :)
mobilekid
Jun. 4th, 2012 02:00 pm (UTC)
Почему у нас все через не то место?..
ksenia_vasil
Jun. 20th, 2012 07:52 am (UTC)
Риторический вопрос :)))
mobilekid
Jun. 20th, 2012 08:17 am (UTC)
Точно. )
lesek_lj
Jun. 4th, 2012 04:37 pm (UTC)
Не согласна с 4 и 5 пунктами.

4. На английском нужно преподавать для тех специалистов, которым он может пригодиться в работе:
- лингвистов, филологов;
- юристов, изучающих международное право;
- инженеров;
- программистов;
- математиков, физиков;
- биологов, химиков.
Зачем нужен английский какому-нибудь агроному из сельхозвуза или учителю физкультуры из педвуза?

5. Глупое предложение про полицию и ЕГЭ. Почему полиция? И почему полиция должна отвлекаться от своих дел? Дел у полицейских хватает, даже если автор статьи не знает об этом.
Методов отладки, кроме задействования полицейских, он нам не предлагает.
А я считаю, что ЕГЭ нужно отменить. Чем плохи вступительные экзамены? Когда-то я их сдавала и не расклеилась. :)
ksenia_vasil
Jun. 20th, 2012 07:14 am (UTC)
1. Тогда может быть и не стоит выпускнику аграрного ВУЗа претендовать на высшее образование?...

2. Все их сдавали.
Но как? Жесткий тест - лучше, объемнее.
Про полицию - согласна.
lesek_lj
Jun. 20th, 2012 05:06 pm (UTC)
1. А почему хороший агроном не может получить хорошего высшего образования? :)

2. Уровень тестов ЕГЭ - ниже плинтуса. Уж лучше проверенным дедовским способом, чем так. :)
ksenia_vasil
Jun. 20th, 2012 09:37 pm (UTC)
Высшее образование подразумевает знакомство с обширным полем знаний.
Уровень тестов - поднимать надо! :)))

Edited at 2012-06-20 09:37 pm (UTC)
nesergo
Jun. 4th, 2012 06:18 pm (UTC)
Что-то пока не верится. Скорее уж Гарвард опустится до нашего.
ksenia_vasil
Jun. 21st, 2012 07:48 am (UTC)
Ну, это вряд ли... :)))
k_poli
Jun. 5th, 2012 10:02 am (UTC)
Хорошо, но маловероятно...
ksenia_vasil
Jun. 24th, 2012 06:57 pm (UTC)
Всякое бывает :)
v_andersen
Jun. 5th, 2012 10:19 am (UTC)
уехать в другую страну..
ksenia_vasil
Jun. 22nd, 2012 09:46 pm (UTC)
От этого уровень образования у нас не изменится...
v_andersen
Jun. 23rd, 2012 11:27 am (UTC)
почему же?? у уехавшей семьи точно изменится )) потом можно вернуться и толкать реформы... только, возвращаться врятл захочется.....
ksenia_vasil
Jun. 24th, 2012 09:44 pm (UTC)
В том-то и дело, что и не вернешься потом - у нас же не ценят хороших специалистов...
v_andersen
Jun. 25th, 2012 09:11 am (UTC)
мне иногда кажется, что это будет лучшим исходом...
ktaros
Jun. 5th, 2012 08:29 pm (UTC)
Пример Гарварда не очень удачный. Стоимость обучения там может достигать 250 тыс. долларов в год. Этот вуз, как и многие известные университеты Англии и США, создан для обеспеченных людей, для воспитания элиты, которая управляет капиталистическим хозяйством и обеспечивает процветание тамошней демократии. Отсюда и уровень образования, и уровень материально-технического обеспечения и т.д.
А предложения в целом выглядят разумными. Только кто их будет воплощать в жизнь? Те же коррупционеры-чиновники? Бее!
v_andersen
Jun. 25th, 2012 09:17 am (UTC)
Ну, возьмите наш крутой МГУ, к примеру - там уровень достаточно высокий, но учатся там далеко не элита, а аутсайдеры и неформалы, многие приходят к "элите" за счет воспитания - это "кровная" интелегенция или хорошее воспитание (респект родителям), остальное уходит "в топку".. надо менять государство и оставить в покое образовательные реформы, покуда порядок в стране не наведут.. а порядок не наведут - замкнутый круг....

Edited at 2012-06-25 09:17 am (UTC)
ktaros
Jun. 25th, 2012 06:14 pm (UTC)
Образование в покое не оставят - это сто процентов. Политика государства сейчас направлена на уменьшение своих социальных обязательств. Власть скидывает со своего баланса все, что ей не очень нужно, все, что ее обременяет и мешает качать деньги и распределять их по своему желанию. Отсюда такое стремление к "саморегулируемости". Но в то же время чиновники не хотят упускать из-под своего контроля те финансовые потоки, которые текут в сфере образования. Такое вот раздвоение. В итоге как бы благородно все не задумывали, а получится очередное болото.
ksenia_vasil
Jun. 28th, 2012 04:33 pm (UTC)
Нужны новые кадры!...
ktaros
Jun. 28th, 2012 08:51 pm (UTC)
Кадры решают все, как известно.:)
( 23 comments — Leave a comment )